Круглосуточно 8 (383) 247-99-01 Новосибирск и НСО 8 (800) 333-01-45 Бесплатно по России

Как там у классика. Цветы героинь русской классической литературы

Помните, что за букет был в руках у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера? А какими цветами торговала бедная Лиза? Выбор писателями цветов для своих персонажей неслучаен.

Какие цветы были у героинь русской литературы

Есть повод перечитать любимые книги

То, о чем не говорится прямо

Во многих произведениях цветы используются для более полного описания царящей вокруг героев атмосферы, а также их образов, лучшего раскрытия черт характера и оттенков настроения персонажей.

Особенно ярко – в русской литературе XIX века, когда в ходу был так называемый язык цветов.

Символический язык цветов был очень распространен в викторианской Европе, куда пришел с Востока. И там, и там открытые чувственные посылы, особенно исходящие от женщин, мягко говоря, не приветствовались. Завуалировать их можно было по-разному, но лучше цветов с этой задачей, пожалуй, не справился никто.

Язык цветов

Символизму цветов были посвящены многие печатные труды в Европе и России

Даже в современном мире, где мало кто читал исследования-пособия по символизму цветов, мы на подсознательном уровне почти всегда сразу понимаем, какие растения и букеты означают чистоту, любовь или, наоборот, предвещают сложности.

Давайте вспомним и проверим.

Бедная Лиза и ландыши

Чистая, наивная и не только в переносном, но и в буквальном смысле – бедная Лиза из одноименной повести Карамзина бралась за любую не порочащую честь юной девушки работу. Помощи ей ждать было неоткуда, так как после смерти кормильца-отца «на руках» у нее осталась старушка мать. Одно из занятий Лизы – торговля собственноручно собранными цветами. Когда девушка познакомилась с обольстителем Эрастом, в руках у нее были ландыши.

Сезон ландышей – конец мая – начало июня. Цветы эти символично белые – непорочные, как и Лиза. С другой стороны – они хоть и весенние, но расцветающие уже под занавес этого времени года. И это тоже, возможно, важно. Писатель как бы намекает на конец чистоты. Лиза не только рассталась с девичьей честью, но и, не выдержав испытаний, предательства любимого, ушла из жизни.

Интересно, что букетик ландышей стоил у девушки 5 копеек (Эраст, напомним, хотел заплатить рубль, но правильная Лиза отказалась). На конец XVIII века, когда вышла повесть, 5 копеек – не микроскопическая сумма. Ее вполне можно сравнить со стоимостью современных букетов. Правда, не самых шикарных.

О. А. Кипренский, «Бедная Лиза»

Самое известное изображение бедной Лизы – на картине художника О. Кипренского (1827 г.). Но в руках у девушки почему-то не ландыш

Фенечка и розы

В «Отцах и детях» Тургенев подробно описал цветы в руках не светской львицы Одинцовой или эмансипе Кукшиной, а крепостной Фенечки – женщины, с которой отец главного героя Кирсанова «имеет связь».

С одной стороны, она родила барину ребенка, живет с ним в господском доме, в отсутствие других персонажей и больше на правах хозяйки, с другой – перед обществом возлюбленный ее стесняется, начинает прятать. Но на протяжении всего романа, несмотря на свое двойственное неприличное положение, молодая женщина ведет себя очень достойно: просто, естественно. Стесняясь, конечно, но не попадая из-за этого в неловкие ситуации.

В эпизоде с цветами описывается, как Фенечка сидит на скамейке, рядом с ней только что сорванные в саду розы – белые и красные. К ней подходит Базаров и просит за свои услуги доктора плату, «хоть бы и цветком». Поначалу он хочет спровоцировать молодую женщину, даже заигрывает с ней (в другом эпизоде даже обманом целует).

«Какую вам…» – просто, безо всяких подтекстов спрашивает Фенечка. И главный герой выбирает «красную и не слишком большую».

На этом все.

Розы – известный символ любви. Цвета – белый и красный – чистоты и страсти. Все это очень хорошо отражает именно неоднозначность положения женщины. По тому, как просто Фенечка выбрала цветок, подтекстов в ее поведении нет.

Что касается Базарова, то по тому, как он просит цветы и что выбирает, литературоведы предполагают: в любви нуждается он сам. Но это уже совсем другая история.

А на Фенечке ее барин в конце романа все-таки женился.

Кадр из фильма «Отцы и дети», 1983 год

Фенечка из романа «Отцы и дети» с розами

Купеческая дочь и аленький цветочек

В сказке «Аленький цветочек», написанной Аксаковым для внучки Оленьки, имени героини нет. Она просто младшая, самая любимая и хорошая, дочь купца. Не нов и сюжет, он известен в разных вариациях по всему миру. Похожая история была у Амура и Психеи еще в Древней Греции. Но мы рассматриваем детскую сказку. О любви чистой и бескорыстной, в первую очередь дочерней.

В роли аленького цветочка могла быть роза, но здесь она явно не подходит, не тот случай. Скорее – это полевая красная гвоздика.

  • Во-первых, ее исстари называли «аленьким цветочком».
  • Во-вторых, отец-купец сорвал его на зеленом пригорке, пройдя сквозь сказочный лес. Да и запах от цветка, как говорится в сказке, – «по всему саду ровно струя бежит», а полевые цветы пахнут сильно.
  • Наконец, красная гвоздика, судя по тому же языку цветов, – тоже символ любви, но чистой, божественной.

Девушке, за то что она попросила себе у отца аленький цветочек и получила-таки его, пришлось пожертвовать собой. Но делает она это с готовностью, в отличие от сестер. Попадает к чудищу, но готова служить ему во всем. И в итоге обретает любовь прекрасного царевича, который, оказывается, был заколдован.

Кадр из мультфильма «Аленький цветочек»

Главная героиня «Аленького цветочка» найдет счастье с прекрасным царевичем. А все благодаря цветку

Маргарита и мимозы

При первом описании встречи главных героев «Мастера и Маргариты» Булгаков отмечает только, что это были «…отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Нередко это вводит в заблуждение читателя. Мимозы ли несет женщина, а может, розы или какие-нибудь еще цветы?

Ответ надо искать дальше по тексту. В 19-й главе о Маргарите говорится уже как о ведьме, «украсившей себя тогда весною мимозами».

Мимоза становится предсказателем судьбы героев. Желтый – традиционно цвет неверности, предательства, в более широком смысле беды. Мимозы Маргариты как бы предвещают, что ничего хорошего с персонажами не случится, и эта тревожность и напряжение будут только нарастать.

И еще. В христианстве мимоза – цветок света, а ведьма Маргарита от света с радостью отвернулась, выбрав покой. Поэтому можно сказать, что в начале романа мимозы уже намекают на уход из мира главных героев.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Мимозы – цветы ведьмы Маргариты

Женя и цветик-семицветик

И еще одна добрая сказка про героиню с чудесным цветком в руках – маленькую девочку Женю. Волшебный цветик-семицветик, по задумке автора Катаева, был похож на ромашку, только с семью лепестками, каждый своего цвета, как радуга. Оторванные со специальным наговором лепестки исполняли желания, но эти желания, кроме одного – спасти больного мальчика – оказались пустыми. И Женя это вовремя поняла.

Вряд ли стоит искать какой-то особый символизм в цветике-семицветике. Сказка для советских детей прямо говорит, что поступки должны быть правильными, добрыми, для пользы других людей. А это актуально на все времена!

Кадр из мультфильма «Цветик-семицветик»

Какое желание Жени аленькому цветочку самое правильное и настоящее? Конечно, вылечить мальчика!

Если «копать глубоко», то в классических произведениях, особенно стихах, символизму цветов уделено очень большое внимание. Но как бы безадресно. Цветы описываются не принадлежащие кому-то конкретно, а просто находящиеся в комнате, растущие в саду... Их сравнивают с любимыми женщинами.

Мы же постарались выбрать те эпизоды, где цветы уж точно побывали в руках у героинь. Вспомните еще кого-нибудь?


Возврат к списку

наверх